Доступно про фотографію
надіслати фотографію
/ / / Travel-фотография. Солнечный свет и режимное время

Travel-фотография. Солнечный свет и режимное время

Всем привет! Как я и обещал, тема сегодняшнего материала — о роли солнечного света в трэвел-фотографии и таком понятии, как «режимное время».

Наверняка вы замечали, что в полдень, когда солнце в зените, сфотографировать что-то стоящее непросто, ибо все объекты выглядят не лучшим образом (из-за контрастного светотеневого рисунка). Сложнее всего сделать в полдень хороший портрет, особенно из-за глубоких теней в области глаз, когда человек стоит спиной к солнцу. Я уж не говорю о том, чтобы в полдень поворачивать человека к солнцу лицом, в этом случае он будет страдать, а вы невольно будете являться его мучителем. И даже хорошая фотография этих страданий не компенсирует :)

Да и пейзажи выглядят в полдень далеко не лучшим образом. Как же запечатлеть окружающую путешественника красоту в лучшем виде? В первую очередь ориентироваться по солнцу! О, я вовсе не призываю вас с вооружиться картой и компасом. Речь идет о свойствах солнечного света в зависимости от положения светила относительно горизонта.

Перед рассветом

За тридцать минут до восхода солнца начинается так называемое «режимное время». Если ваша цель — пейзажи (а что же еще можно фотографировать в этот период времени?!), то на место съемки лучше прибыть примерно за час до рассвета.

фото Мария Комар
© фото Мария Комар

К слову, искать интересные ракурсы в предрассветной темноте может быть интересным опытом для вас, но правильнее этим озаботиться заблаговременно, при хорошем освещении и без лишней спешки.

Итак, вы на месте: на подготовку к съемке у вас целых тридцать минут. Этого более, чем достаточно, чтобы занять наиболее интересную точку съемки, установить штатив (ведь он у вас есть, правда?) и настроить фотоаппарат. Еще до того, как солнце покажется из-за горизонта, его первые лучи, отражаясь от атмосферы Земли, начнут освещать рельеф. С приближением восхода свет станет интенсивнее, хотя поначалу он будет почти незаметен.

Ясно и новичку, что до рассвета съемка возможна ТОЛЬКО со штатива, так как будет производиться на длинных выдержках. Чем характерно предрассветное время для фотографа? Свет очень мягкий, отсутствуют тени — ведь нет прямого солнечного света и «работает» только отраженный свет от атмосферы. Это освещение характерно также низким контрастом. Прекрасно в это время прорабатывается фактура объектов.

Рассвет

Как только солнце появится из-за горизонта, стоит определиться с сюжетом: если в месте появления солнечного диска имеется облачность, смело поворачивайте объектив к солнцу и снимайте рассвет в контровом освещении, включая солнце в кадр.

фото Мария Комар
© фото Мария Комар

Бояться нечего — «зайцев» не наловите объективом при таком небе. Если же облаков — кот наплакал и на появляющееся из-за горизонта солнце трудно смотреть глазами, не сощурившись — самое время повернуть фотоаппарат немного в сторону, избегая ненужной засветки.

Утро

Стоит солнцу взойти — дальнейшее его передвижение по небосводу весьма стремительно. Лучшими часами для фотографии, и не только пейзажной, считаются первые два после восхода. Почему? В эти часы все окружающее пространство заливается теплым рельефным светом с выразительными и объемными, длинными тенями. Учтите, чем больше времени пройдет с момента рассвета, тем контрастнее будет освещение. Звоночком к окончанию режимного времени будет исчезновение деталей в тенях.

фото Мария Комар
© фото Мария Комар

Обратите внимание! В утренние часы важно подобрать правильный угол падения солнечных лучей. Заставьте длинные тени играть в вашу пользу, придавая кадру объема, но не переусердствуйте с их количеством на один снимок :) Когда солнце поднимется еще выше над горизонтом, включать его в кадр имеет смысл только в одном случае — если между ним и вашим объективом будут облака.

День

В этот период времени очень многое зависит от интенсивности солнечного света. В облачную погоду свет низко-контрастный, позволяющий снять массу сюжетов, не боясь перепадов по яркости в кадре. Да и небо, если оно будет фигурировать на ваших снимках, ВСЕГДА выглядит интереснее с облаками, становится рассеянным, контраст сцены сильно сокращается.

фото Юрий Кривенко
© фото Юрий Кривенко

Также большой удачей для фотографа будет дневной дождь, выйдя на улицу сразу после его окончания, вы будете приятно удивлены условиями съемки. Если же небо чистое — возможно, не самой худшей идеей будет завалиться поспать хотя бы пару часиков, на время полуденного зноя, особенно если вы встали до рассвета. Ибо фотографировать в полдень при ясном небе — это всегда непросто. Днем жесткий солнечный свет создает очень мощный контраст между светлыми и затененными областями, «съедая» детали. А еще днем тени от объектов становятся короткими, в полдень — практически отсутствуют, и сложно в фотографии передать объем — все получается плоским. Разве что вашим объектом съемки станет архитектура, которая в контрастном свете может выглядеть весьма достойно.

Вечер, закат и полчаса после заката

За два часа до захода солнца начинается вторая фаза «режимного времени», она аналогична по световым характеристикам с рассветным временем, только теперь все происходит наоборот — солнце плывет к линии горизонта с другой стороны. Преимущество вечернего отрезка «режимного времени» — не нужно рано вставать. Правда, в отличие от пейзажной съемки, где сюжет отличается в основном лишь расположением солнца, городские сцены утром и вечером наверняка будут кардинально отличаться. Далее последует закат солнца, когда природа дает вам второй шанс, если вы во время рассвета еще сладко спали :)

фото Мария Комар
© фото Мария Комар

Как видите, ничего сложного. Хотите сделать интересные фотографии с красивым утренним освещением — будьте добры вставать до восхода солнца. Нужно много практиковаться, чтобы понять возможности разных типов солнечного света в разное время суток и всевозможных погодных условиях и научиться использовать их на благо фотографии.

Юрий Кривенко, специально для funPhoto.ua