Доступно про фотографію
надіслати фотографію
/ / / Travel-фотография и объективы: лучший выбор для бюджетной зеркалки и гибрида

Travel-фотография и объективы: лучший выбор для бюджетной зеркалки и гибрида

Привет, друзья. Как я и обещал, перед вами материал, который поможет начинающему трэвел-фотографу определиться с выбором «правильных» объективов, если он выбирает камеру, оснащенную байонетом — что подразумевает собой возможность использовать сменной оптики.

Когда вы будете выбирать фотоаппарат, наверняка заметите такую особенность: практически все гибриды и большинство зеркалок бюджетного сегмента уже укомплектованы объективом. Хватит ли возможностей такого объектива для трэвел-съемки или нужно что-то докупить? А может сразу покупать фотоаппарат без объектива и к нему подбирать что-то посерьезнее?

Мария Комар
© Мария Комар

Что из себя представляют объективы, идущие в комплекте с бюджетной зеркалкой, оснащенной кропнутой матрицей: как правило, это дешевый зум-объектив стоимостью до сотни долларов и покрывающий диапазон наиболее востребованных фокусных расстояний. Самый распространенный из них маркируется, как 18-55 мм, с учетом кроп-фактора покрывает диапазон фокусных расстояний от 29 до 88 мм. Оснащается встроенным стабилизатором. С новыми моделями бюджетной линейки от Canon в таких объективах имеется шаговый мотор, который делает процесс видеосъёмки комфортнее за счет более плавной и бесшумной фокусировки.

Светосилой такие объективы не блещут (f/3.5-5.6), поэтому стабилизатор в сложных световых условиях может пригодиться. Такие объективы обеспечивают умеренно резкое изображение, особенно если закрыться на один-два стопа :)

На открытой диафрагме они любят слегка подмылить фотографию, особенно если точка фокусировки находится дальше трех метров. Контровой свет переносят плохо. Зона расфокуса выглядит невыразительно.

Вердикт: более, чем скромные ТТХ оправдываются только низкой стоимостью этих объективов. Для путешествий, на мой взгляд, не самый удобный вариант, так как фокусные расстояния для этого направления отнюдь не универсальны: для пейзажной съемки банально не хватает ширины, а до отдаленных объектов такой объектив просто не дотянется. Короче говоря, ни рыба, ни мясо. Если уж вы купили фотоаппарат в комплекте с таким «чудом» — есть два варианта: либо сразу продать, либо использовать «на убой» и в перспективе сменить на что-то поприличнее.

Мария Комар
© Мария Комар

Есть для бюджетных зеркалок объективы на голову выше, не слишком бьющие по карману. Возглавляет список Tokina 11-16mm f/2.8. Это просто мастхэв для туриста, в особенности, для любителя пейзажной фотографии. Очень резкий и контрастный. Конечно, универсальностью не блещет (широковат) и одним таким объективом в путешествии, пожалуй, не обойтись. Более универсальный объектив, покрывающий значительный диапазон фокусных расстояний — это Tamron 17-50mm f/2.8. Качество картинки у него также на высоте, а сюжеты позволяет снимать самые разные. Что касается телеобъективов, то за вполне разумную цену можно купить достойный экземпляр от «родного производителя». К примеру, для Nikon это Nikkor 70-300mm f/4.5-5.6 VR, для Canon — это Canon EF 70-300mm f/4-5.6 IS USM. Также можно рассмотреть альтернативу от стороннего производителя, еще более доступную по стоимости: Tamron AF 70-300mm F/4-5,6 Di LD Macro либо Sigma 70-300 mm f4-5.6 APO DG Macro.

Естественно, любой объектив класса «люкс» бьет качеством картинки предложенные мной бюджетные варианты. Но!

Во-первых, потенциал люкс-объективов в полной мере раскрывается вместе с фотоаппаратами более высокого ценового диапазона, оснащенными полнокадровыми сенсорами. Плюс высокая стоимость топовых объективов. В результате такая оптика выпадает из «зоны комфорта» рядового фотолюбителя, не готового выложить сходу от трех с половиной тысяч вечнозеленых за полнокадровую тушку и один люкс-объектив. Во-вторых, уж поверьте мне, визуально разница между кадрами, сделанными объективами класса «люкс» и бюджетными экземплярами будет не настолько очевидна, чтобы переплачивать сверху тысячу долларов.

Мария Комар
© Мария Комар

С объективом, идущим в комплекте с гибридной камерой, дела обстоят несколько лучше. Я имею ввиду самый распространенный вариант — зум-объектив, который по характеристикам схож со своим зеркальным собратом, так как покрывает примерно те же фокусные расстояния — от 28 до 84 мм. Такой объектив позволяет делать достаточно резкие и контрастные фотографии даже на открытой диафрагме и в сложных световых условиях (они неплохо переносят контровую засветку). К сожалению, светосилой они также не могут похвастаться (те же f/3.5 на широком конце и 5.6 на длинном). Что можно сказать о боке? Оно приемлемо для зум-объективов этого класса.

При покупке гибридной камеры советую в первую очередь обратить внимание на дабл зум кит (DZK) — когда в комплекте продается сразу два объектива (например, 14-42mm + 40-150mm). Во-первых, телеобъектив вам достанется дешевле в два раза, чем если вы его будете покупать отдельно. Во-вторых, у вас сразу будет покрыт внушительный диапазон фокусных расстояний — от 28 до 300 мм!

Для беззеркалок существует широкий ассортимент качественной дискретной оптики. Правда, ценник на большинство экземпляров кусается. Из недорогих могу советовать «блинчик» — компактных размеров широкоугольный объектив. Иногда идет в комплекте с камерой, но чаще приобретается отдельно. Выгодно отличается светосилой, разрешающей способностью и компактностью, однако в одиночку со всем разнообразием сюжетов в вашем путешествии ему не справиться. Так что блинчик хорош в довесок к зум-объективу, а лучше двум :)

Мария Комар
© Мария Комар

Отдельно хочется упомянуть возможность использования недорогой аналоговой оптики (под байонет M42, M39, Minolta MD, Canon FD и другие) благодаря специальным переходникам. В тандеме с гибридными камерами такая оптика может неплохо себя проявить. Преимущества такого решения: как правило, невысокая стоимость объективов вместе с впечатляющими характеристиками дает качественный результат. Недостаток, в принципе, только один — отсутствие автофокусировки. И если при съемке пейзажей этим недостатком еще можно пренебречь, то на прогулке по городу вам будет не хватать автофокуса.

А что насчет дискретной оптики, которая даже в бюджетном сегменте показывает внушительные результаты? — наверняка спросит читатель. Увы, я не могу рекомендовать ее к покупке для трэвел-фотографии, так как не считаю этот класс оптики достаточно универсальным. И уж точно не рекомендую ограничивать свой арсенал исключительно дискретной оптикой. Судите сами: сколько таких объективов нужно для полного счастья туристу?

Предположим, три. И это, по моему мнению, необходимый минимум. Во сколько обойдется такой набор? Для зеркалки — около 1400 долларов, а для гибрида — и того больше, как минимум 1700 долларов. А как часто придется менять такие объективы? Боюсь, что слишком часто, чтобы расслабиться и получать удовольствие от процесса. И еще: не стоит зацикливаться на светосиле дискретной оптики, особенно бюджетного сегмента — «рабочие» диафрагмы там начинаются после одного, а то и двух стопов. Тем более, что для съемки трэвел чаще всего диафрагма прикрывается до таких значений, как 5.6 или больше.

В следующем материале читайте о роли солнечного света в туристической фотографии и что такое «режимное время».

Юрий Кривенко, специально для funPhoto.ua