Доступно про фотографію
надіслати фотографію
/ / / Зимний пейзаж: фильтры и штативы

Зимний пейзаж: фильтры и штативы

Этот материал завершает цикл статей о зимней пейзажной фотографии текущего сезона (2012-2013) и ориентирован на тех фотолюбителей, которые уже имеют опыт в данном направлении и желают поднять выше планку качества своих работ.

Слагаемые хорошей пейзажной фотографии — это несомненно наличие подходящего фотоаппарата, объектива, красивой локации, выгодных световых и погодных условий плюс чуточку везения. равно как и опыт, знания мас терство талант видение

Однако, зачастую остаются вне зоны внимания некоторые мелочи, на первый взгляд, это совершенно незначительные детали или слишком специфические знания или приспособления, кажущиеся фотолюбителю очень уж замудреными и оттого не стоящими внимания. Однако, их роль в создании качественной пейзажной фотографии, — не стоит недооценивать.


(cc) Benoоt Dessibourg

Далее я постараюсь рассказать вам о некоторых приемах, успешно используемых профессиональными пейзажными фотографами, которые стоит взять на вооружение.

О фотокамере

Чем отличается зеркальный цифровой фотоаппарат, который оснащен полноразмерной матрицей от более дешевого аналога с кропнутой матрицей? Кроме более высокой цены, первый экземпляр более гибок в работы с пейзажами: благодаря широкому динамическому диапазону матрицы такой камерой можно захватить больший перепад света и тени без потери деталей.

Провалы в «светах» нежелательны, хоть они и могут визуально восприниматься органично в некоторых сюжетах, но это скорее единичные случаи. В пейзажной фотографии важно передать сложность градиентных переходов, например, поверхности снега. Потеря деталей в тенях и возможное появление шумов в этих местах тоже не пойдут на пользу ни одному пейзажному снимку. Что делать, если у вас фотоаппарат с кропнутой матрицей? Во-первых не злоупотребляйте высокими значениями чувствительности, а если работаете с длинными выдержками — постарайтесь понижать ISO до минимума. Динамический диапазон можно расширить, пользуясь брекетингом, делая серию с разными настройками экспозиции и сводя затем полученные кадры в графическом редакторе.

Если ваши фотографии кажутся вам не достаточно детализированными — проверьте значение диафрагмы, наиболее часто используемые значения — от f/11 до f/16. Меньшее значение не даст требуемой глубины резкости, а большее может привести к эффекту дифракции, что также не добавит четкости снимку.


(cc) Carl Jones

Может случиться и так, что вам даже с дискретной оптикой будет не достаточно разрешающей способности матрицы. Актуально, если фотоаппарат любительского уровня, и ему больше пяти лет. Выход есть — делать серию из шести и более кадров с одинаковыми настройками, под сшивку из них панорамы. Главное — следить за постоянством освещения.

Об объективе

На качество получаемого изображения в большей степени влияет объектив, чем фотоаппарат. Для пейзажной фотографии, как и для других направлений, существуют своеобразные фавориты среди объективов. Кроме производителя, они отличаются массой параметров: фокусное расстояние, светосила, диаметр передней линзы и т.д., и в зависимости от бюджета всегда можно найти подходящий экземпляр.


(cc) Answer Wen

Например, для камеры, оснащенной кропнутой матрицей, популярны такие экземпляры: Tokina 11-16 f/2.8, Tamron 17-50 f/2.8.

О светофильтрах

Помимо фотоаппарата и объективов, в рюкзаке у фотографа-пейзажиста со временем появляются маленькие и незаменимые помощники — светофильтры. Наиболее часто применяемые из них: поляризационные, градиентные, нейтрально-серые и защитные


(cc) Nadar

Поляризационный хорошо подчеркивают фактуру и форму облаков, устраняет блики, добавляет насыщенности небу, смягчает интенсивность отраженного света. Только с помощью поляризационного фильтра можно «проявить» дно озера, убрав отражения с поверхности водной глади. Что нужно знать о работе с поляризационным фильтром? Эффективность этого фильтра зависит от угла поворота относительно оси и она изменяется от нуля до максимума, степень эффекта зависит от угла расположения объектива относительно солнца, максимальный эффект достигается при расположении объектива под прямым углом к солнцу. Как следствие, поляризационный фильтр при рассеянном освещении не работает, поэтому в облачную и тем более пасмурную погоду он бесполезен.

Градиентный фильтр устроен так, что часть его поверхности покрыта затемняющим слоем с изменяющейся степенью прозрачности. Весьма полезен при съемке сюжетов с большим перепадом по свету, например, чтобы выровнять яркость между небом и поверхностью земли. Круглые градиентные фильтры имеют существенный недостаток: граница перехода строго фиксирована, поэтому профи используют только съемные пластинчатые градиентные фильтры — они дают им больше свободы, а также универсальны — их можно использовать с любой оптикой.


(cc) Martin Biskoping

Нейтрально-серый фильтр уменьшает световой поток. Чаще всего используется в дневное время суток, когда необходимо сделать кадр с длинной выдержкой, например, в сюжете с движущейся водой в реке. Также он делает проще съемку контрастных сюжетов, например, на закате.

С защитным фильтром все просто — он бережет переднюю линзу объектива от механических повреждений — царапин и сколов.

О штативе

Самые легкие и одновременно прочные штативы изготавливают из карбона, однако, если вы предпочитаете пешим прогулкам автотранспорт, и не планируете долгосрочных походов в горы, на этом пункте можно немного сэкономить и предпочесть карбону что-то попроще.


(cc) Yoshifumi Harada

Штатив лучше выбирать со съемкой головкой — согласитесь, это неплохо, если у вас будет возможность установить более функциональную голову, если возникнет такая надобность в будущем. Также приятным бонусом будет наличие крюка на центральной штанге — на него можно повесить для лучшей устойчивости любой груз (подойдет и рюкзак).

О спуске затвора

В дополнение к штативу весьма полезным девайсом для пейзажной съемки, особенно на длинных выдержках, будет пульт дистанционного управления спуском затвора. Можно воспользоваться и встроенным таймером, но это не слишком оперативно и всегда существует вероятность остаточных вибраций от пользования спусковой кнопкой. А еще девайс позволяет комфортно использовать режим «bulb» или «ручная выдержка», что особенно полезно для ночных пейзажей.


(cc) Carl Jones

Автор: Кривенко Юрий, специально для funPhoto.ua