Доступно про фотографію
надіслати фотографію
/ / / Покупаем цифровой фотоаппарат. Советы новичкам

Покупаем цифровой фотоаппарат. Советы новичкам

Давайте я попробую угадать, что именно привело вас сюда:

  • вы приняли решение сменить старенькую цифро-мыльницу на что-то посовременнее
  • вам надоело фотографировать на мобильный телефон
  • аналоговая фотокамера больше не радует из-за потребности все время покупать пленку и бегать в фотолаб за проявкой и сканами
  • вам просто хочется получать качественную картинку «на выходе», но нет возможности разобраться в многообразии предложений

В любом случае, раз уж вы читаете этот материал, по всей видимости вы хотите приобрести современный цифровой фотоаппарат. Логично предположить также, что вы не связаны с фотографией профессионально, и ищите советов от человека более опытного, который вам поможет определиться с выбором.

Скорее всего, вы уже немного ориентируетесь в теме выбора фотоаппарата, но у вас наверняка остались вопросы, ибо в сети существует множество отзывов и мнений, зачастую противоречивых. Отфильтровать этот огромный массив информации и найти нужную именно вам — зачастую не представляется возможным. Более того, темы и статьи, посвященные выбору фотоаппарата очень часто старые, и их полезность стремится к нулю — моральное устаревание фотоаппаратов среднего сегмента (300-500 у.е.) происходит в течение трех-четырех лет, а нижнего сегмента (100-250 у.е.) — еще быстрее, года через два.

На протяжении последних шести лет в сети чаще всего муссируется вопрос: «Что лучше взять — дорогой цифро-компакт или дешевую зеркалку?». Постараюсь рассмотреть и этот вопрос тоже.

Неплохо, если у вас есть знакомый фотолюбитель — с ним и фотографии можно посмотреть-пообсуждать, фотокругозор расширить, но что касается совета в выборе камеры — такой знакомый может быть не вполне объективным: скорее всего он посоветует вам такой же фотоаппарат, каким владеет сам или его обновленную версию, и почти стопроцентно заверит вас покупать продукцию именно того брэнда, которым пользуется. Хорошо или плохо это — я не знаю, но легкая заангажированность все-таки будет иметь место.

Итак, что нужно знать перед покупкой фотоаппарата, чтобы он впоследствии устраивал вас и радовал хорошими снимками? Для начала необходимо ответить на несколько вопросов, а именно:

— Сколько денег вы готовы потратить на приобретение?

Вряд ли я открою Америку, сообщив вам, что стоимость фотоаппарата зачастую прямо пропорциональна техническому качеству снимков. Однако же, не стоит пускаться во все тяжкие и покупать фотоаппаратуру по цене подержанной иномарки, особенно, если такая покупка будет оформляться в кредит. Но и бросаться в крайности, покупая что-то «попроще», не советую. Поговорку про скупого, который «платит дважды», все знают?

«И все же, сколько должен стоить хороший фотоаппарат?» — спросите вы. Очень непростой вопрос, потому как само определение «хороший фотоаппарат» — понятие растяжимое. Видите ли, для кого-то качества цифрокомпакта за 200 долларов более, чем достаточно, а кто-то будет выискивать недостатки в картинке, сделанной топовой профессиональной техникой. И найдет их, потому как нет ничего идеального в этом мире, и точно так же нет идеального фотоаппарата.

Canon EOS 600D

Поэтому далее я предложу «золотую середину», то есть рассмотрю сегмент фотоаппаратов для более-менее взыскательных покупателей, готовых потратить на покупку около 500-700 долларов, и которых интересуют следующие параметры:

  • качество картинки
  • приемлемая стоимость
  • возможность вручную управлять всеми параметрами съемки
  • съемка в RAW-формате
  • универсальность
  • удобство ношения (размер, масса, ухватистость — как фотоаппарат лежит в руке)

В этот сегмент попадают три системы:

  • зеркальные камеры «любительского» уровня со сменной оптикой
  • беззеркальные компактные камеры со сменной оптикой
  • компактные фотоаппараты с несменной оптикой

Самое распространенное предназначение фотоаппарата: дом, семья, путешествия. Помимо съемки портретов и пейзажей, возможно, вам будет нужна возможность делать предметную съемку приемлемого качества — ведь многие сейчас увлекаются, к примеру, ведением кулинарного блога или изготовлением разнообразных хенд-мейд украшений — а в этих делах без красивых фотографий не обойтись :) А для того, чтобы комфортно фотографировать всевозможные сюжеты, лучше, чтобы камера предполагала возможность смены объектива.

Кстати, именно объектив — наиболее важная часть любого фотоаппарата, так как он напрямую влияет на качество снимков. При выборе объектива нужно определиться, что вам лучше подойдет — универсальный объектив или дискретный?

Можно купить несколько специальных объективов, под разные задачи. А можно пользоваться всего одним зум-объективом, который покрывает необходимые вам фокусные расстояния (например 24-120 мм в 35-мм эквиваленте). Учтите, что чем шире охват диапазона фокусных расстояний у объектива, тем существенней будет потеря детализации, падение светосилы и многие другие «радости» универсальной оптики, особенно при стоимости экземпляра около 300 долларов. Если же объектив лишен этих недостатков — у него зачастую остается только два существенных минуса: большая масса и очень высокая стоимость.

Прелесть дискретной оптики — в ее светосиле, можно снимать в помещении даже без вспышки — просто подняв ISO и открыв диафрагму. Еще она стоит приемлемых денег (есть хорошие бюджетные версии), дает практически максимально возможное, для конкретного фотоаппарата, качество изображения, компактная и легкая (опять же если говорить о бюджетных экземплярах).

Из недостатков — узкая специализация, одним объективом все сюжеты отснять практически не реально, без функции зума приходится много двигаться. Конечно, есть такие фотолюбители, которые уверяют, что с легкостью обходятся только одним таким объективом (с фокусным расстоянием 50 мм, например), но все же лучше иметь хотя бы парочку — для разных сюжетов.

При покупке камеры сложнее всего определиться с выбором объектива. Часто новичкам советуют купить фотоаппарат с базовым объективом — т.н. KIT («кит»), он обычно идет в комплекте с камерой. Пожалуй, это не самый худший вариант, особенно учитывая, что разница в стоимости поставок с «китовым» объективом/без объектива практически не существенна, да и как понять новичку, что именно ему нужно? Только методом практики съемки.

Итак, вы приняли решение, что вам нужен фотоаппарат со сменной оптикой! Теперь дело за выбором системы — зеркалка или беззеркалка?

При всей моей любви к зеркалкам, стоит отметить, что в сегменте «любительских» камер со сменной оптикой существует довольно серьезная конкуренция — со стороны беззеркальных систем. За последних два года они здорово потеснили своих зеркальных конкурентов. Почему так происходит?

Потребитель делает выбор по совокупности факторов — либо в пользу более новой беззеркальной системы, либо предпочитая проверенную временем зеркальную классику. Хотя, если оглянуться назад, как раз беззеркалка наиболее близка к первым компактным пленочным камерам — «дальномеркам». Корпус у беззеркалок легкий и компактный, напоминает формами (иногда и дизайном) аналоговые дальномерки. Конечно, беззеркальную камеру, на манер цифрокомпакта, в карман брюк не положить, хотя в карман пиджака наверное она поместится, если объектив будет небольших размеров (типа «блинчик»). И все же ей не нужен персональный рюкзак для переноски, как это бывает в случае с зеркалкой. В погоне за компактностью несколько пострадала ухватистость — корпус зеркалки гораздо удобнее лежит в руке, особенно, если ладонь крупная. Однако, это скорее дело привычки.

Чем отличается светочувствительная матрица зеркалок любительского уровня и беззеркалок? Если говорить в общих чертах, то различия минимальны. Обе системы позволяют вести съемку на высоких ISO с приемлемым уровнем шумов, обе системы обладают внушительным динамическим диапазоном, и позволяют использовать все преимущества RAW-формата.

По обилию настроек сложно выделить конкретную систему — лидера, обе позволяют полностью контролировать съемочный процесс. А чтобы привыкнуть к интерфейсу какого-то конкретного экземпляра просто нужно немного времени.

В зеркалках существует проблема микротряски — вследствие срабатывания блока подъема зеркала. Поэтому ощутимый плюс отсутствия зеркала — можно вести съемку с более длинной выдержкой (например 1/30 сек.) без использования штатива, не забудьте, что в некоторых беззеркалках вдобавок есть встроенный стабилизатор изображения.

Отсутствие оптического видоискателя в беззеркальных системах — палка о двух концах. С одной стороны, на большом ЖК-экране все отлично видно (визирование напоминает аналогичное в зеркальных камерах, по типу Live View), можно вывести гистограмму в реальном времени, увеличить в пять или десять раз любой участок изображения — это здорово помогает при точной ручной фокусировке. Есть модели беззеркалок с возможностью наклона ЖК-экрана. С другой стороны — это повышенное энергопотребление аккумулятора. Еще могут возникнуть трудности со считыванием изображения с экрана при съемке на ярком солнце. Правда, решение есть — покупка оптического видоискателя и/или дополнительного аккумулятора. Также можно купить шторки для ЖК-экрана (актуально и для зеркальных камер).

Что касается автоматической фокусировки в зеркальных камерах, то здесь она реализована посредством быстрого и точного фазового метода, и в этом беззеркалки пока еще чуть-чуть уступают в скорости и точности, так как принцип фокусировки в них сделан на основе анализа контрастности изображения, проецируемого на матрицу.

Кардинальное различие, вызывающее наибольшую волну дискуссий между двумя системами — разный рабочий отрезок (от задней линзы объектива до матрицы), в беззеркалках он существенно короче.
И здесь также не обошлось без плюсов и минусов. Сокращение длины рабочего отрезка положительно влияет на конструкционные особенности объективов, выпускаемых для этой системы — они стали дешевле, компактней и легче. А вот глубина резкости при прочих равных у зеркалок немного короче, следовательно, и зона размытия (боке) при аналогичных характеристиках объектива, визуально немного отличается.

Ширина ассортимента объективов

Парк оптики у зеркальных систем за долгие годы выпуска продукции сформировался впечатляющий. Но и здесь беззеркалки не остались у разбитого корыта — помимо «родной» оптики, за последние годы был налажен выпуск достаточно интересных по своим характеристикам и стоимости объективов от сторонних производителей, имеющих хорошую репутацию и большой опыт в создании оптических систем.

Отдельного упоминания заслуживает возможность с помощью специальных переходников пользоваться объективами, сделанными для самых разных байонетов, к примеру, под резьбу м39 или м42. Стоит ли говорить, что по соотношению цена/качество такая перспектива весьма заманчива? В связке с мануальной оптикой можно получить весьма интересные эффекты, дефицита в интересных экземплярах пленочной эпохи не ощущается.

Для меня самым существенным минусом беззеркальных решений видится их стоимость — все-таки наиболее интересные экземпляры среди них равняются, а то и превосходят по стоимости зеркалки. Возможно, в следующем году ситуация изменится в сторону снижения цен на беззеркальные фотоаппараты. В любом случае, конкуренция этих систем идет только на пользу потребителю.

sony nex7

olympus e pl3

Фотоаппараты с несменной оптикой

Стоят немного особняком и продвинутыми любителями воспринимаются с изрядной долей скепсиса. Еще бы! «Объектив нельзя сменить — как с таким девайсом жить?!»

Но давайте-ка посмотрим правде в глаза — если менять объективы вам недосуг в принципе, компактность для вас — на первом месте, вы не требовательны к обилию ручных настроек и дополнительных аксессуаров — неплохой и главное, недорогой альтернативой может стать для вас цифрокомпакт. Рекомендую экземпляр, оснащенный качественной просветленной оптикой, с возможностью съемки в RAW-формат, и полностью ручным управлением съемкой. Даже такой камерой можно реализовать множество творческих замыслов, а ее возможностей, вероятнее всего, вам хватит на несколько лет, а может и больше.

P.S. : я ничего не говорил о минимальном количестве мегапикселей при выборе нового фотоаппарата. А все потому, что это не важно. Решающим показателем является физический размер матрицы, а не мегапикселы и их количество. Именно поэтому в дешевых современных цифрокомпактах и любительских зеркалках четырех-пятилетней давности присутствуют шумы даже на ISO 800. Современные экземпляры (это касается в большей степени зеркальных и беззеркальных представителей) таких недостатков лишены. То есть покупая модель 2012 года, даже долларов за 500-600, вы гарантированно получаете современную качественную матрицу, и следовательно, возможность снимать в условиях с недостаточной освещенностью, получая приемлемое качество изображений.

Также я обошел стороной вопрос «какому брэнду стоит отдать предпочтение?». Скажу просто. Производители разные — результат примерно одинаковый. Проще всего выбрать для себя несколько вариантов и при покупке каждый из них, что называется, пощупать.

Еще один момент

У вас может возникнуть соблазн — вместо камеры в любительском сегменте, приобрести подешевевший флагман, трех- или даже пятилетней давности, скорее всего б/у: и цена вполне адекватная, и функционал там шире. Хорошенько подумайте, прежде чем делать такую покупку. Если истек гарантийный срок ремонта, выгода от такой сделки может быть весьма сомнительна.

Удачного вам выбора, и не забывайте, что делает снимки не фотоаппарат, а фотограф!

Юрий Кривенко, специально для funPhoto.ua