Доступно про фотографію
надіслати фотографію

Пейзажная фотография

Этим материалом я начинаю цикл статей о пейзажной фотографии. В нем будут рассмотрены многие аспекты: эстетическая составляющая и размышления на тему «что есть настоящая пейзажная фотография?», роль света в ПФ.

Будут и чисто практические рекомендации — от идеи и поиска места съемки до тонкостей обработки материала. Также планирую рассказать вам о выборе «железа» и экипировки. Как правильно собрать рюкзак, добраться до места, поработать там с комфортом и вернуться целым обратно.

Материалы рассчитаны на широкую аудиторию, но особенно будут полезны новичкам и фотографам с небольшим стажем. Цель — приоткрыть завесу тайны перед начинающими, помочь им набраться знаний и конечно же, уверенности в собственных силах.

Тема ПФ обширная и не терпит спешки, а потому частота публикаций будет несколько растянута во времени. Но уверяю вас, что до конца лета вы сможете познакомиться со всеми частями этого цикла.

Что такое пейзажная фотография?

Наверняка представление о ПФ есть даже у начинающих фотографов (наверняка — в очень общих чертах). То есть пейзаж с портретом или макро-фотографией не спутает никто, я в этом уверен. А вот в чем отличие интересной, качественной и оригинальной пейзажной фотографии (далее я буду говорить о такой фотографии «НПФ», т.е. «настоящая пейзажная фотография») от фотографии в стиле «я был здесь»? Все ли из вас видят эту разницу?

Почему большая часть того огромного количества фотографий в сети, на которых мы видим горы, деревья, реки и поля, не отождествляется с понятием «пейзажная фотография»? И почему работы такого мастера, как Ансель Адамс, по праву считаются золотым вкладом в историю фотографии и при просмотре его работ буквально замирает сердце? В этом цикле мы разберемся с множеством вопросов, возникающих у фотолюбителя при желании начать снимать пейзажи. А значит, вы получите ответ на главный вопрос: как снимать действительно потрясающие пейзажи, и что для этого нужно?

Пейзажная фотография

Автор: © by Michal Bednarek

Философское отступление

Что такое настоящая пейзажная фотография (далее — НПФ), дорогие мои? НПФ, на мой взгляд, есть отражение реальности, плюс собственный вклад автора в свое произведение. Вклад — это и то, что мы видим на фотографии, и то, что остается за кадром.

Любая фотография, и пейзажная — не исключение, создается светом. От него напрямую зависит, какой снимок получится в результате. А в пейзажной фотографии свет и вовсе правит балом. Потому, что фотограф не может никак повлиять на положение солнца на небе или мягкость светового потока. Поэтому в пейзажной съемке арсенал фотографа включает: совокупность знаний, опыта, богатство внутреннего мира, развитость воображения, наличие вкуса и т.д.

Откуда берутся знания и опыт: они приобретаются со временем, в результате путешествий, путем создания и анализа фотографий, сделанных в разное время суток. Ведется запись и анализ, в первую очередь — светового рисунка ландшафта, который меняется в зависимости от положения солнца относительно земли и других факторов. Также учитывается направление лучей солнца (их свойства изменчивы). Так что опытный пейзажный фотограф — тот, который знает наверняка, чего ожидать от солнца в определенное время суток, к чему нужно быть готовым. И тогда вероятность сделать хорошие пейзажные кадры достаточно высока.

Пейзажная фотография

Автор: © by Michal Bednarek

Пейзажная фотография и реальность

Если продолжить мысль, говоря конкретно про НПФ, то можно предположить, что каждый такой кадр ведет зрителя в альтернативную реальность, ограниченную лишь рамками кадра.

Почему в «альтернативную реальность»? Попробую объяснить.

Как воспринимает зритель пейзажное фото? Как фрагмент реальности, как нечто реально существующее в нашем мире.

Однако, при взгляде на фото у нашего зрителя могут возникнуть вопросы: «Сколько в этой фотографии — реальности», «не слишком ли здесь много пост-обработки» и т.п. Типичное предположение зрителя — автор (о, ужас!) пользовался фоторедактором для улучшения результата. Для этого много не надо — достаточно пейзажной фотографии быть контрастной, с яркими и сочными цветами и звенящей резкостью.

Вправе ли автор, в таком случае, считать свое творение Настоящей Пейзажной Фотографией? Ведь вмешательство с его стороны было и оно — очевидно. Я считаю, что вправе. Есть цель, которую ставит перед собой фотограф до и во время съемки, есть видение результата (до нажатия спуска затвора), и доводка продукта (пост-обработкой) до логического финала. Наносит ли в принципе вред фотографии обработка в графических редакторах, искажает ли этот процесс реальность?

Но что есть реальность в пейзажной фотографии? Если выйти на улицу, мы увидим, что нас окружает реальность. Однако этого еще не достаточно, не так ли? Само наличие составных частей: солнца, неба, деревьев, травы и т.д. — вовсе не означает пейзаж. Это просто детали паззла.

Вся соль в том, что паззл складывается лишь тогда, когда все его части из хаоса неким непостижимым и даже немного волшебным образом собираются в нечто величественное, являя собой законченное произведение, венец творения природы. Кто собирает паззл? Природа! А задача фотографа — этот паззл увидеть и запечатлеть. Вот таким образом и получается НПФ. В полученных кадрах — увиденная часть реальности. Та, которая вдохновляет, будоражит воображение и окрыляет. Задача света — создавать реальность, а задача фотографа — донести увиденное до зрителя таким, каким ОН это увидел. Вопросы типа «сколько в этой фотографии реальности» мне кажутся просто нелепыми :)

Пейзажная фотография

Автор: © by Michal Bednarek

О роли графических редакторов в НПФ

В давние времена, когда цифровых фотоаппаратов, равно как и фотошопа, даже в проектах не было, были другие, аналоговые способы воздействия на результат. Они также помогали «усилить эффект»: пленки с разными характеристики, кросс-процесс при проявке, высветление/затемнение участков кадра на выбор, соединение нескольких фото в панораму, кадрирование и многое другое. В итоге все равно получалось так, как хотел показать автор, а не так, «как было».

Фотохудожник не в полной мере отождествляет себя со своими исходниками. Законченное произведение — другое дело. Так что все манипуляции для достижения «на выходе» НПФ — лишь инструменты (полезные, незаменимые и совершенно неотъемлемые от творческого процесса) в умелых руках.

Пейзажная фотография

Автор: © Кривенко Юрий

Во второй части цикла я хотел бы рассказать о том, как пейзажный фотограф выбирает место для съемки. Как заранее предполагает, с каким освещением ему предстоит работать. Как определяет популярность посещения локации другими людьми и ее доступность. Также планирую поговорить о сезонности в ПФ и погодных условиях, влияющих на условия съемки.

До встречи!

Юрий Кривенко, специально для funPhoto.ua