Доступно про фотографію
надіслати фотографію
/ / / Особенности мужского портрета в студии, схемы света

Особенности мужского портрета в студии, схемы света

Приветствую всех любителей фотографии, от мала до велика! Продолжая свой цикл статей о студийной съемке, сегодня я расскажу вам о мужском портрете: что такое «классический мужской портрет», какое освещение используется для того, чтобы сделать портрет мужчины интересным, и конечно же о наиболее интересных схемах освещения, позволяющие даже не слишком опытному фотографу (при должной старательности) получить потрясающие результаты!

Предположу, что каждый из вас, уважаемые читатели, имеет некоторый опыт в фотографировании мужской половины человечества — ну кто не делал портреты своих друзей, близких, знакомых? :) Но все ли знают, что такое классический мужской портрет, каким он должен быть? При съемке такого портрета важно передать мужественность модели, его индивидуальность и взгляд. А еще нужно суметь сделать акцент на характер, настроение, рельеф лица и тела мужчины. «Ничего себе, сколько всяких заморочек с мужским портретом!» — непременно удивится новичок. Не стоит паниковать, уверяю вас, все гораздо проще, чем вы себе там представили.

Пришло время приоткрыть завесу тайны создания мужского портрета, ведь раз вы читаете эту статью — значит тоже хотите научиться снимать такие фото, где будут присутствовать все вышеперечисленные элементы — и мужественность, и индивидуальность и все остальное. Итак, используйте жесткий свет и «играйте» на контрасте света и тени. То есть никаких двухметровых октобоксов в полуметре от мужского лица! (Чем ближе источник света к объекту съемки, тем свето-теневой рисунок мягче.) Просто оставьте все эти «приколы» с мягким светом для женских портретов в стиле бьюти :)

Конечно, как и в других направлениях фотографии, в создании мужского портрета тоже имеют место исключения. Ибо бывают специфические задачи, когда без софт-бокса, генерирующего мягкий свет — никак не обойтись. И об этих исключениях из правил я тоже обязательно расскажу — следите за выходом свежих материалов.

Итак, мы создаем мужской портрет в студии, и используем для этого жесткий (рисующий) свет, для этого логичнее всего использовать специальные светоформирующие насадки, вот наиболее популярные из них:

  • портретная тарелка
  • рефлектор
  • зонт на отражение

Однако, если вы возьмете насадку, формирующую рассеянный свет (софт-бокс, белый зонт на просвет или октобокс) и отодвинете ее вместе с моноблоком подальше от модели (иногда и двух метров достаточно, все зависит от размера источника) — вы увидите, что мягкость светотени изменяется в сторону жесткости, и вот мы имеем уже резко очерченные линии света и тени на лице модели. А значит, для того, чтобы создавать эффектные портреты с рисующим светом, не обязательно ограничиваться только использованием рефлекторов или портретных тарелок.

Какие световые схемы подойдут для реализации задачи — создание красивого портрета мужчины в студии? Приведу, на мой взгляд, наиболее интересные решения в примерах.

Daniel Zedda
(сс)Daniel Zedda

как это сделано:

Схема треугольник

Пожалуй, это самая классическая схема. Ее также называют «треугольник» — обратите внимание на характерный треугольник света на менее освещенной стороне лица.
Здесь источник света — моноблок+белый зонт на просвет, расположенный примерно в метре от модели, высота расположения моноблока — порядка двух метров. Это отличный пример того, как можно одним источником света добиться рельефного, интересного светотеневого рисунка, а также органично высветить белый фон позади модели. Из-за того, что источник находится близко к фону, по краям кадра образовалась приятная натуральная виньетка.

David Pichot
(сс) David Pichot

как это сделано:

Схема - два моноблока с рефлекторами

Источники света здесь — два моноблока с рефлекторами, расположены они с двух сторон относительно модели, на расстоянии около двух метров каждый. Высота правой стойки — не менее двух с половиной метров, источник света слева значительно ниже, примерно на высоте полутора метров. Импульс рефлектора, установленного справа, примерно в полтора-два раза мощнее относительно второго, расположенного слева. Обратите внимание! Модель стоит в три четверти относительно фотоаппарата и тем самым засвечиваются как левая, так и правая сторона лица и тела.

Joshua Hoffman
(сс) Joshua Hoffman

как это сделано:

Схема: моноблоки и белые зонты на просвет

Здесь два источника света: моноблоки и белые зонты на просвет. Первый моноблок расположен за камерой, фронтально относительно модели, он создает умеренно жесткий свет. Умеренно жесткий за счет удаленного расположения от модели (не менее двух метров), при высоте стойки около двух с половиной метров, он дает очень сбалансированный рисунок — тени отчетливы, при этом нет провалов в тенях. Второй источник света расположен за моделью и подсвечивает темный фон, добавляя снимку объема и выполняя также функцию контрового источника света, слегка подсвечивая силуэт модели.

studio.es
(сс) studio.es

как это сделано:

Схема с 2 моноблоками, оснащенными рефлекторами

Эта схема может показаться слегка «замудренной», но на самом деле все достаточно просто. Здесь использовались два источника света — это моноблоки, оснащенные рефлекторами. Первый моноблок расположен приблизительно в трех метрах от модели, чтобы усилить жесткость светового потока. Второй моноблок подсвечивает фон и добавляет объема кадру. Автор использовал также черные панели, расположив их по обе стороны от мужчины — для еще большего увеличения контраста между светом и тенью.

Daniel Zedda
(сс) Daniel Zedda

как это сделано:

Полу-теневая схема

Полу-теневая схема (в ней всегда освещена только одна половина лица) весьма популярна в среде профи-фотографов. Автор использовал всего один источник света — моноблок в паре с белым зонтом на просвет, расположив источник слева от камеры, на расстоянии полтора метра от модели, и подняв моноблок на высоту около 2,5 метров и повернул в сторону модели. В итоге этот источник дает верхний свет, с умеренно контрастным рисунком на лице модели + он подсвечивает фон приятным светлым пятном, отделяя мужчину от фона. Обратите внимание! Темная одежда и темный фон способствуют усилению контраста, сосредотачивают внимание зрителя на главном — взгляде, фактуре кожи и одежды, эмоциях. Кстати, внимательный читатель скорее всего обратит внимание, что эта световая схема схожа с первой, однако есть и различия. Здесь источник света находится значительно выше и левее, оттого и результаты на примерах так различаются.

Как видите, для создания мужского портрета в первую очередь важно создать правильное освещение. Приведенные примеры, как вы понимаете — лишь малая часть всевозможных приемов и способов запечатлеть мужчину на фотографии таким, какой он есть — сильным, мужественным, харизматичным, увлеченным и т.д. И глядя на эти фото, становится очевидным, что даже имея в арсенале всего один источник света, можно добиваться весьма впечатляющих результатов!

Юрий Кривенко, специально для funPhoto.ua