Доступно про фотографію
надіслати фотографію
/ / / Особенности женского портрета в студии: схемы света

Особенности женского портрета в студии: схемы света

Привет, друзья! В этом материале, из цикла о студийной съемке для начинающих, я расскажу вам о женском портрете, почему для такого вида съемки можно использовать как мягкое, так и жесткое освещение (в отличие от портрета мужского), чего при съемке женщин делать крайне нежелательно и покажу не слишком сложные световые схемы для съемки женского портрета в студии, которые, я уверен, смогут освоить на практике даже новички.

Итак, фотографируя женщину, нам важно передать... что? Правильно, ее женственность! А еще природную красоту, нежность, чувственность, плавность линий тела, выразительность взгляда. Обязательно в фотографии раскрыть характер и индивидуальность — ведь нет на свете двух одинаковых женщин, впрочем, как и мужчин :)

Важно подчеркнуть то, что присуще именно этой женщине, на которую вы смотрите сквозь объектив видоискателя — в чем ее особенность? Это может быть застенчивость и скромность, а может быть эмоциональность, артистичность или даже крутой нрав и желание быть королевой в любой ситуации.

Найдите отправную точку. Что нужно для того, чтобы сделать естественный, натуральный и живой портрет? Расположить к себе модель. Когда между вами возникла доверительная обстановка, можно начинать съемку — так вам будет легче сообразить, в каком направлении двигаться при создании женского портрета.

Если вы читали предыдущую статью, в которой я рассказывал о специфике мужского портрета, то знаете, что залогом успеха такой съемки является использование жесткого света. Для женского портрета в большинстве случаев подходит мягкий свет, без резких переходов от света к тени, с низким контрастом. Почему? Именно мягкий, заполняющий свет подчеркнет все достоинства лица и тела, не акцентируя внимание зрителя на неровностях фактуры кожи — т.к. людей с идеальной кожей не очень много, это весьма важный аспект.

Также для съемки женского портрета может быть использован жесткий свет. Наибольшую популярность такой подход к съемке характерен для fashion-индустрии. Но в этом случае должна быть идея, замысел, оправдывающий использование жесткого света. А реализация выполнена безупречно.

Какие же подводные камни могут ожидать фотографа, который хочет использовать схему с рисующим светом? Да в общем-то «камень» только один, но весьма увесистый — это скользящий свет. Тот, который акцентирует внимание даже на малейших недостатках кожи. Поэтому, дорогие мои, если вы не уверены в своих силах на 100% — не рискуйте, используйте заполняющий свет. В противном случае вам наверняка придется запастись терпением, производя глубокую ретушь отснятых портретов с использованием неправильной схемы рисующего света.
Конечно, можно потратить время на поиски модели с безупречной фактурой кожи, на которую как и чем ни свети — всегда получится хороший результат. Но! Такие модели, как правило, на вес золота, бесплатно не позируют, да еще и постоянно заняты. Так что я советую первые свои шаги в студийной съемке женского портрета делать, используя мягкий свет.

Вот мы и подошли к светоформирующим насадкам на моноблоки, генерирующие заполняющее освещение в студии. Это насадки, оснащенные диффузными поверхностями: всевозможные софт-боксы и стрип-боксы, октобоксы, белые зонты на просвет. Но мало знать, какие из насадок формируют рассеянный свет, также нужно знать два простых правила: жесткость света зависит от расстояния до объекта съемки и от размера источника. Например, маленький портретный софт-бокс, стоящий на расстоянии 3 метра от модели, будет давать жесткий свет. А двухметровый октобокс в метре от модели — мягкий. И чем ближе мы будем двигать портретный софт-бокс к модели, тем более мягкий свет он будет нам давать, и соответственно, чем дальше двигается октобокс, тем более жесткий свет мы получим в результате.

Освоив эти принципы, можно не ограничиваться диффузными насадками, а поэкспериментировать с рефлекторами и портретной тарелкой — рисунок они дают отличный от диффузных насадок, а учитывая многообразие размеров и покрытия рефлекторов, дополнительных девайсов к ним — найти «свой свет» под конкретную задачу будет весьма увлекательным занятием.

Теперь пройдемся по световым схемам для съемки женского портрета в студии.

Michaлl Korchia
(сс) Michaлl Korchia

как это сделано:

Два источника света

Используется два источника света. Октобокс расположен чуть справа от модели. Высота стойки — на уровне лица. Рефлектор со шторками установлен сзади-слева от модели, высота около полутора метров, с помощью лепестков моделируется узкий луч контрового света, подсвечивая волосы и фигуру.

Sean McGrath
(сс) Sean McGrath

как это сделано:

Два источника света

В этой схеме используется также два источника света. Главный источник (дает более мощный импульс) — моноблок с насадкой софтбокс, он расположен перед моделью, свет направлен вниз под углом 45 градусов. Высота стойки порядка 2,5 метра. Октобокс расположен также фронтально, примерно в той же точке, что и софтбокс. Высота стойки с октобоксом — на уровне пояса модели, источник света направлен вверх под небольшим углом. Создается мягкий свето-теневой рисунок, равномерно освещающий лицо и фигуру модели. За счет больших размеров источников света и небольшого расстояния (порядка двух метров) между ними и фоном, происходит также равномерная засветка фона, с приятным виньетированием верхней части кадра.

Yuri Hahhalev
(сс) Yuri Hahhalev

как это сделано:

Источник света - стрип-бокс

В схеме задействован один источник света — стрип-бокс, установленный на небольшом расстоянии над головой модели, строго по центру, стрип-бокс развернут вдоль линии камера-модель. За счет такого положения стрип-бокса весьма удачно расставлены акценты — главный на лицо и второстепенный — на одежду. В итоге получилась минималистичная композиция, в которой на мой взгляд, нет ничего лишнего.

Yuri Hahhalev
(сс) Yuri Hahhalev

как это сделано:

Портретная тарелка и рефлектор

В этой схеме были использованы два источника света: портретная тарелка спереди, высота — чуть выше уровня глаз модели, и рефлектор за моделью на высоте около полутора метров, создающий контровой свет и засвечивающий развивающиеся волосы.

Yuri Hahhalev
(сс) Yuri Hahhalev

как это сделано:

Портретная тарелка с сотами

Для этой фотографии был использован один источник света — портретная тарелка с сотами. Располагается источник над моделью сверху с помощью журавля или подвесной системы крепления, чтобы не мешали стойки. Тарелка направлена вниз под углом около 60 градусов. Моноблок с насадкой расположен в полуметре от лица модели.

Конечно это далеко не все световые схемы, используемые фотографами на практике для съемки женского портрета. Так как моя цель — познакомить начинающих фотографов с основами студийной съемки, в качестве примера я показал те схемы, которые, не требует большого количества источников света или навыков работы с насадками типа масок Гобо или линзы Френеля :)

Хочется верить, что для кого-то моя статья станет удачным стартом и уютной гаванью в бескрайнем океане возможностей студийной фотографии. Попутного вам ветра, дорогие друзья.

Юрий Кривенко, специально для funPhoto.ua