Доступно про фотографію
надіслати фотографію
/ / / Travel-фотография. Мобильникам - нет, цифрокомпактам - да!

Travel-фотография. Мобильникам - нет, цифрокомпактам - да!

Доброго времени суток, дорогие фотолюбители!

Надеюсь, вам понравился первый материал из цикла туристической фотографии, где я давал рекомендации, как найти и систематизировать информацию о стране, в которую вы собрались отправиться, как составить интересный маршрут путешествия, чтобы в итоге вернуться с массой ярких впечатлений и конечно же, хорошими фотографиями?

Сегодня я отвечу на вопросы, не менее животрепещущие: достаточно ли взять с собой в путешествие современный мобильный телефон с встроенной камерой или нужно присмотреться к технике посерьезнее — цифрокомпактам. И если выбор падет на последних — какой выбрать?

Юрий Кривенко
(cc) Юрий Кривенко

Друзья, давайте сразу «отделим мух от котлет»: если собираетесь в путешествие — просто забудьте о камерах, встроенных в мобильные телефоны. Они, несмотря на удобство и простоту в использовании, совершенно не годятся для серьезных задач, так как не позволяют делать фотографии в минимально необходимом качестве. Это как? А вот так! К примеру, вы уже вернулись из отпуска и вам настолько понравился один из ваших кадров, снятых камерой мобильного телефона, что вы решили его распечатать форматом побольше и повесить в рамочке на стену. И вот тут вас постигнет разочарование: фотографию-то вы напечатаете, но выглядеть она будет не так впечатляюще, как на экране мобильного, а чем ближе вы будете подходить к такой фотографии — тем сильнее ваш шедевр будет «расползаться» на пиксели.

Почему так происходит? Потому, что все эти мегапиксели, о которых пишут производители на корпусе мобильного — чистейшей воды маркетинговый ход. Достаточно взглянуть на размер линзы такой фотокамеры, чтобы понять всю несерьезность девайса. А если еще прикинуть, насколько мал размер матрицы... А ведь от величины этих параметров как раз и зависит и детализация, и динамический диапазон, и цветовая глубина снимков. Да что там! Я даже не говорю о невозможности съемки в формате RAW и ограниченности в фокусном расстоянии объектива такой камеры!

Юрий Кривенко
(cc) Юрий Кривенко

Это вовсе не значит, что я противник использования камер, встроенных в мобильные телефоны и прочие гаджеты. Для сиюминутных фиксаций окружающей вас реальности лучше не придумать: популярность разнообразных соц.сетей, где востребована именно фото-мобильность в связке с доступом к сети Интернет как бы намекает, что свою нишу мобилография давно и прочно заняла, ибо там качество исходника — дело десятое.

Итак, фото-туристу тесно и скучно в рамках мобилографии, а значит, нужна техника посерьезнее.

Какие показатели важны в процессе поиска фотоаппарата, что второстепенно и на что не стоит обращать внимание?

На мой взгляд, фотоаппарат для непрофессиональной трэвел-съемки, в первую очередь, должен быть достаточно компактным и легким, ведь далеко не всегда вы будете передвигаться на автомобиле или автобусе, а дополнительных три-четыре килограмма в рюкзаке во время пеших прогулок — сомнительное удовольствие, согласитесь.

Очень важно то, какая оптика установлена в фотоаппарате: особенно важны ее показатели светосилы и ширина диапазона фокусных расстояний. Также важным аспектом для трэвел-фотоаппарата является возможность съемки в формате RAW.

Конечно же важен размер светочувствительной матрицы, установленной в фотоаппарате и другие ее характеристики — чем больше и технологичней она (читай: современней и дороже) тем меньше шумов на высоких значениях ISO, шире динамический диапазон, выше детализация.

Юрий Кривенко
(cc) Юрий Кривенко

Достойный выбор для начинающих.

Итак, первая разновидность фотоаппаратов для съемки в путешествиях, которую стоит всерьез рассматривать — это цифровые компактные фотоаппараты, в народе прозванные «цифромыльницы». Подойдут для не слишком требовательных туристов, начинающих делать первые шаги в жанре трэвел-фотографии и ценящих компактность, простоту и удобство в использовании девайса.

Цифрокомпакты на фоне более дорогостоящей фототехники выгодно отличаются малыми габаритами и массой. Несмотря на скромный внешний вид, лучшие представители этого класса смогут обеспечить вполне достойное качество снимков. Эти малютки уже оснащены несменной зум-оптикой, покрывающей широкий диапазон фокусных расстояний. А еще они напичканы разнообразными сюжетными программами, которые существенно облегчат процесс фотографирования (например, автоматизированная съемка панорам, HDR-режим, макро и т.п.).

Вас наверняка порадует вполне демократичная цена приобретения, колеблющаяся в пределах 300-450 долларов.

Есть ли минусы у такого приобретения? Возможно, вас немного огорчит пауза между включением питания и возможностью производить съемку, микро-задержка между нажатием кнопки спуска и собственно съемкой и не слишком шустрый автофокус (может быть критично при фотографировании динамичных сюжетов). Режим ручной фокусировки редко встречается в таких фотоаппаратах, правда и востребованность этой функции весьма спорная, учитывая размеры фокусировочного кольца.

Юрий Кривенко
(cc) Юрий Кривенко

Еще один недостаток такого решения — у вас не будет возможности сменить оптику. На этом аспекте я хотел бы сосредоточить внимание читателя. Что из себя представляет типичный цифрокомпакт? Это недорогой универсальный «комбайн», который в большинстве случаев неплохо справляется со своими обязанностями. Узким бутылочным горлышком я бы назвал именно встроенную оптическую систему линз. Ведь там, где есть универсальность — не находится места для решения задач специфических. Тем более, что оптические характеристики такой оптики уступают по своим показателям в сравнении с техникой классом выше. Правда, и цены там уже другие, сами понимаете.

Итак, если вы решили остановить свой выбор на цифрокомпакте. Дам несколько советов.
Ищите модель с:

  • светосильной оптикой (f/2,8 выручит вас в условиях недостаточной освещенности),
  • встроенной оптической стабилизацией,
  • наличием скоростной серийной съемки,
  • возможностью съемки в RAW (обычно негативно влияет на стоимость, но позитивно — на качество снимков).

Хорошо, если фотоаппарат будет оснащен «горячим башмаком» для использования внешней вспышки и металлическим штативным гнездом. Количество мегапикселей — весьма относительный показатель, на который я бы не советовал ориентироваться при выборе. Как правило, чем современней модель и выше ее позиционирование — тем она дороже и лучше оснащена.

Юрий Кривенко
(cc) Юрий Кривенко

Вот некоторые весьма удачные модели на сегодняшний день, позволяющие делать фото в RAW-формате. Любая из них подойдет для не слишком требовательного трэвел-фотографа:

  • Canon PowerShot G15,
  • Canon PowerShot SX50 HS,
  • Fujifilm FinePix HS30EXR,
  • Olympus XZ-1,
  • Fujifilm FinePix X10,
  • Nikon Coolpix P7700,
  • Canon PowerShot S110,
  • Nikon Coolpix P7100,
  • Canon PowerShot G1 X,
  • Nikon Coolpix P7700.

Особняком стоят цифрокомпакты с разнообразными пыле- влаго- ударо- защитными характеристиками. Им не страшны дожди, песчаные бури и даже падение в грязь. Казалось бы — что может быть лучше для туриста? К сожалению, я не могу рекомендовать эту категорию в качестве универсальной. Увы, защищенность имеет и свою негативную сторону, так как в угоду надежности производителю приходится чем-то жертвовать. Встроенная оптика этих моделей не может похвастаться широким диапазоном фокусных расстояний, нет возможность съемки в RAW формате и многие другие важные показатели все же уступают в возможностях своим не защищенным собратьям. Разве что вы предпочитаете пляжи горам и лесам, и вдобавок хотите быть уверены в работоспособности фотоаппарата, а также в сохранности снимков в любых житейских ситуациях.

Если ваш выбор — экстремальная надежность, присмотритесь к этим «броненосцам»:

  • Sony Cyber-shot TX-20,
  • Panasonic DMC-FT5,
  • Sony Cyber-shot TF1,
  • Pentax WG-3,
  • Olympus Tough TG-630,
  • Pentax Optio WG-2 GPS,
  • Canon PowerShot D20,
  • Sony Cyber-shot DSC-TX66,
  • Nikon Coolpix AW100.

Юрий Кривенко
(cc) Юрий Кривенко

Но может быть, вы предъявляете достаточно высокие требования к итоговому качеству фотографий?

Возможно, для вас критичны такие показатели, как минимальная задержка при срабатывании затвора, наличие красивого боке (зона нерезкости, которую цифрокомпакты в силу технических особенностей матрицы реализуют весьма посредственно), возможность использования оптики под конкретную задачу, съемка в сложных световых условиях (в сумерки или даже ночью)?

В таком случае советую присмотреться к более дорогому сегменту фототехники, обладающей гораздо более широкими возможностями, которыми цифрокомпакты похвастаться не могут. Это могут быть как зеркальные фотоаппараты, так и гибридные камеры с возможностью смены оптики. В следующей статье читайте о том, почему зеркальная камера — лучший друг туриста, насколько оправдан выбор в пользу более компактной беззеркалки и многом другом.

P.S.: все фотографии сделаны цифрокомпактом SONY TX10.

Юрий Кривенко, специально для funPhoto.ua