Доступно о фотографии
Войти
прислать фотографию
/ / / Маленькие хитрости большой фотографии. Часть 2

Маленькие хитрости большой фотографии. Часть 2

Приветствую фотолюбителей, начинающих фотографов и всех-всех-всех! Если вы следите за этим циклом статей, то наверняка ждете материал, который обещает быть интересным и уж точно будет полезен тем, кому уже тесно во временных рамках, предоставляемых солнцем и, стало быть, солнечным светом. Как вы уже поняли, сегодняшний разговор будет о тонкостях создания фотографии в темное время суток, а именно — съемках на локациях (пленер). Надеюсь, это понятно всем, но на всякий случай поясню, что в студии «без окон-без дверей» мы никак не зависим от солнечного света. А если в планах у вас еще не было ночных фото-экспериментов, уверен, эта статья придаст вам уверенности и позволит сделать первые шаги в этом направлении.

Начнем с самого главного. Если в дневное время суток фотограф оценивает световые условия (интенсивность солнечного света, угол падения лучей, световая температура) и, в некотором смысле, подстраивается под них, иногда используя дополнительные источники света (отражатели, вспышки и т.п.), то в вечернее и тем более ночное время суток у фотографа заботы иного порядка. Заметьте, что в дневное время суток световые условия более-менее прогнозируемы, и устраивая съемку в определенное время суток — утро, вечер или даже полдень, подразумевается, что вы довольно точно представляете себе, в каких световых условиях придется работать, приехав на локацию. Скажу проще: чем больше опыта у фотографа, тем процесс оценки и подстройки носят характер незначительных технических корректировок. Новичок же в большинстве случаев, увы, совершенно не задумывается о таких «мелочах».

Источник света

Но вернемся к тому, что у нас нет солнца, а снимать очень хочется :) Более того — на этом часто делается основной упор: ночная съемка — это оригинально, красиво, нестандартно, требует определенных знаний и навыков, зачастую не доступных новичкам — как следствие, ночные фотографии обычно достаточно высоко оцениваются фото-сообществом (при условии, что они действительно хороши).

Итак, что делать, когда нет основного источника света (солнце)?

Для достижения хорошего результата начнем с подбора локации. Локация зависит от выбранной вами тематики съемки и может быть какой угодно — витрины магазинов, оживленная автомобильная дорога, парковая аллея с фонарями по обе стороны, набережная... В идеале — это локация, в которой задний план богат на источники света: тогда на ваших фотографиях будет и глубина кадра и более равномерно освещенная сцена, и сюжетное наполнение. В некоторых исключительных случаях света на таких локациях может быть достаточно для съемки без использования дополнительных источников света! По крайней мере, частичная подсветка фигуры модели будет обеспечена, а значит, с фокусировкой объектива и второстепенным источником света вопрос будет закрыт :)

Еще один вариант — ночная локация без сколько-нибудь существенных источников света. Это как раз тот случай, когда можно с уверенностью сказать, что это путь настоящих джедаев. Я хочу сказать, что такой вид ночной съемки гораздо более сложный и потому абсолютно не популярен в рядах фото-любителей. Судите сами: без постоянных источников света не обойтись + специфика не освещенной по периметру локации сужает круг применения готовых материалов. Так что это скорее удел рекламной индустрии, где бюджет может обеспечить иллюминацию размером с квартал (такие съемки даже в глянцевых журналах встречаются лишь изредка!) или фотографов-экстремалов, использующих мульти-экспозицию и средства графических редакторов, компенсируя количественную нехватку осветительного «железа». В общем, в таких условиях получить что-то действительно стоящее, в разы сложнее и поэтому я предлагаю перейти к следующему этапу после выбора локации — моделированию световой схемы.

Световая схема

Световая схема — это один и более источников света, освещающих модель/моделей и площадь/поверхности локации, с необходимой нам мощностью и под теми углами, которые нам нужны.

А что может быть источником света?

Как я уже отметил ранее, это могут быть как естественные световые источники (назовем их стационарные), так и дополнительные (мобильные, переносные). К первым можно смело отнести разные фонари уличного освещения, витрины магазинов, рекламные лайтбоксы, пионерский костер и даже луну :)
Ко вторым — внешние вспышки (могут быть установлены на стойки и оснащены рассеивающими белыми зонтами или софт-боксами), моноблоки работающие от сети либо генератора (импульсный свет + пилотный свет), лампы LED, видео-свет и т.д.

Наиболее часто для ночных съемок используют такой комплект оборудования:

  • две вспышки
  • две стойки для вспышек и зонтов
  • радиосинхронизаторы + зажигалка под горячий башмак
  • белые зонты на просвет или софт-боксы
  • крепления для вспышек и зонтов
  • подсветка, для облегчения фокусировки, типа мощного карманного фонарика (опционально).

Стоит такой комплект относительно недорого (от 250 долларов), места занимает мало, весит не больше трех килограммов. Если у вас уже есть подобное оборудование, либо вы твердо решили таким обзавестись в обозримом будущем, дам хороший совет: позаботьтесь перед съемкой о грузах/утяжелителях/фиксаторах для стоек (особенно актуально при использовании больших зонтов). Иначе первый же резкий порыв ветра может закончить ваш ночной дебют на самом интересном месте.

Расположение источников света

Как должны располагаться источники света относительно модели? Как и когда светить на задний план? Вопросы эти скорее риторические. Они лежат в плоскости «работа с освещением», в самом общем его понимании. Наверняка вам пригодятся навыки работы со студийным оборудованием. Если таких знаний пока нет — садитесь в кресло, штекер в затылок и... стоп. Пожалуй, просто погуглить «десять световых схем» будет достаточно. По крайней мере, для несложной съемки с одним-двумя источниками, предложенной вам информации хватит с головой :)

«А что делать, если у меня нет никаких вспышек и стоек?» — если перефразировать вопрос, который, я уверен, задаст каждый второй читатель, он прозвучит так: «что еще может послужить источником света при съемке ночью?». К примеру... автомобиль! Да-да, он не зря называется лучшим другом фотографа. Помимо того, что он возит все ваши тяжеленные рюкзаки, одежду и обувь, декор, моделей и еще бог знает что, он также может помочь в ночной съемке! Ближний и дальний свет, габариты, стоп-сигналы — весь этот световой арсенал может быть успешно применен в ночной фотографии. Направить свет фар в нужном направлении не так уж и трудно, особенно, если фары регулируются из салона. Если такой функции в вашем автомобиле не предусмотрено, можно заехать передней или задней частью автомобиля на возвышенность. Кстати, в автомобиле полезно возить преобразователь напряжения. Очень полезный девайс и область его применения весьма широка. Подключается он напрямую к клеммам аккумулятора или в гнездо прикуривателя. Только не вздумайте подключать к нему набор студийных моноблоков! В лучшем случае сгорит предохранитель преобразователя. Видите ли, у каждого преобразователя есть предел выдаваемой мощности. Так вот, это устройство в принципе не предназначено для вырабатывания электричества таких масштабов (запитать студийный свет). Но подзарядить аккумуляторы, ноутбук или подключить лампочку через преобразователь получится без проблем.

Технические аспекты ночной съемки

Давайте также разберем некоторые дополнительные, технические аспекты при ночной съемки. К примеру, для того, чтобы избежать «шевеленки» — а вы наверняка будете экспериментировать с длинными выдержками (1/40 с и длиннее), несмотря на высокие значения ISO — лучше всего использовать штатив. Или любую другую надежную точку опоры. Нет штатива — не беда. Снимаем носок, набиваем его сухим наполнителем песок/земля/щебенка и полученный мешочек используем, как площадку для съемок с более длинной выдержкой. Как вам такое решение проблемы в полевых условиях? :) Если нет носка и некуда «прилипнуть» с камерой (нет точки опоры), попробуйте использовать серийную съемку. Если выдержка не слишком длинная (1/10 сек или короче), один из трех-четырех кадров серии вполне может получиться сносным по резкости. Если вы используете вспышку, как единственный доступный источник света (внешнюю или встроенную — не важно), включите синхронизацию по второй шторке — это улучшит результаты съемки, особенно, на длинных выдержках (от 1/40 до 1/5 сек). Напомню, что мощностью встроенной вспышки можно управлять посредством меню фотоаппарата, а еще ее световой импульс можно сделать более рассеянным — приобрести маленький рассеиватель, либо смастерить собственноручно из белой пластиковой коробочки из-под пленки.

Я бы мог еще долго размышлять здесь о ночных съемках: например, о преимуществах генераторного света по сравнению с набором вспышек и его непомерно высокой стоимости... об использовании в ночных съемках гелевых накладок для вспышек для компенсации перепадов светового баланса... об использовании дополнительного оборудования, которое обычно не покидает помещения фото-студии и т.д. и т.п. Но, что слова? Вы и так достаточно знаете, чтобы пойти на рандеву с этой знакомой незнакомкой — ночью. Экспериментируйте, прислушивайтесь к собственным ощущениям, творите!

Юрий Кривенко, специально для funPhoto.ua